«Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации» - так определяет одно из направлений развития российского образования Д.А.Медведев в президентской инициативе «Наша новая школа».
Все родители мечтают о том, что их ребенок вырастет, пойдет в школу, будет добиваться во всем успехов. А есть ли перспективы у детей, которым здоровье не позволяет посещать обычную школу? Как правило, в массовых общеобразовательных школах таких ребят выводят на индивидуальное обучение, и педагоги приходят к ребенку домой, лишая его возможности полноценно общаться со сверстниками, участвовать в делах класса, научиться взаимодействовать с окружающими.
От того, насколько включены дети с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих людей.
Доступность физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру является условием независимой жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Именно повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разобщенности. Более того, доступная среда жизнедеятельности является необходимым ключевым условием адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
На сегодняшний день существующие ограничения и барьеры (имеется в виду не только отсутствие пандусов, удобных лифтов, общественного транспорта, но и условий для информационного обеспечения, получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшего трудоустройства) не позволяют обеспечить доступность и образовательной среды.
На решение этих проблем, связанных с повышением социального статуса, защищенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, с созданием условий для их полноценной интеграции в жизнь общества, направлена программа «Доступная среда».